1. Достался некоторое время назад мне такой объектив. Уникален он тем, что был изначально разработан под байонет F, то есть под камеры никон. То есть он встает на Никон как родной, работает прыгалка диафрагмы. Как известно зеркальные фотоаппараты Киев 17, 18, 19 имели байонет F и Гелиос-81 как раз выпускался для них. Этот объектив содержит в себе 6 элементов в четырех группах, шестилинзовый анастигмат c однослойным или многослойным (МС) просветлением сделан на основе объектива Biotar 2/58 (Carl Zeiss Jena).
На такой же схеме и создан советский объектив Гелиос 44 и его модификации. Гелиос 81, изначально имел высокую разрешающую способность. По данным с старого сайта Красногорского завода разрешающая способность объектива (0/10/20 мм) 52/37/27 лин/мм, то есть очень резкий. 50 линий на мм в центре позволяют "разрешить" даже 36 мегапиксельную матрицу Nikon D800. Этот показатель ниже у всех "гелиосов 44", даже у Гелиос 44-7 разрешение меньше.
Производство этих объективов было передано на киевский завод "Арсенал". Позже появились модификации с буквой М и еще позже буквой Н. Они отличались по фокусному расстоянию, менялся и тип просветления и конструкция оправы. Поздние варианты имели обрезиненную поверхность фокусировочного кольца. Однако считается, что самые хорошие экземпляры были произведены до 85 года или раньше, в линзах использовался лантан. Объективы поздних лет выпуска, уже не имели той резкости.
С развалом СССР, торговая марка "Гелиос" осталась у Красногорского завода, а Гелиос 81н стал производиться под торговой маркой "Арсат" - ARSAT-H 50 mm f/2.
2. Мой экземпляр судя по номеру 81 года, то есть ему столько же как и мне. Железо и стекло, когда его держишь в в руках, понимаешь что держишь вещь, а не пластмасску.
2. У моего экземпляра были проблемы с прыгалкой диафрагмы, она как бы заклинивала в каком то не окончательном положении при отпрыгивании. Так же в нем или засохла или испарилась вся смазка и кольцо фокусировки крутилось, мягко говоря - очень не равномерно. Еще он изначально не ставился на фотоаппарат из за толщины диафрагменного кольца. Хотя на пленочные камеры Никон вставал как родной сразу. Советское производство грешило не стабильным качеством и разбросом параметров.
Что бы добраться до диафрагмы, нужно снимать передний блок линз.
После откручивания переднего декоративного кольца, нужно открутить кольцо которое удерживает блок линз в оправе, при последующей разборке, нужно чем то царапнуть метки, иначе при выкручивании из оправы блока линз, вы потом не попадете в нужное место. Я пока этого делать не буду, возьмусь за заднюю часть.
3. Снял байонет, кольцо диафрагмы нужно снимать крайне осторожно, так как под ним есть очень маленький шарик и есть вероятность потерять его.
4. Снял кольцо установки диафрагмы и механизм управления диафрагмой и широким напильником уменьшил толщину кольца диафрагмы. Получилось очень аккуратно и заметить какие то изменения не возможно.
5.
6. Выкрутил кольцо удерживающее блок линз в оправе, спереди объектива, предварительно поставив метки, как написано в начале разборки.
7. Очистил геликоид от старой смазки, выкрутил передний блок линз, получив доступ к диафрагме, перебрал ее и о чудо - стала работать четко, прыгает без всяких заеданий и залипаний. С виду ни чего не убрал. Может связано с тем что поменял местами лепестки. Дело в том, что сами лепестки имеют какую то не аккуратную форму, на 44 гелиосах такого не видел. Как будь то их ножницами вырезали. Возможно поэтому диафрагма при отпрыгивании заедала, теперь все отлично.
8. Для смазки геликоида воспользовался силиконовой консистентной смазкой.
9. Линзы очистил дедовским методом - сажей и ватными палочками. Поджог свечу, обкоптил столовую ложку, ватной палочкой собрал копоть и почистил линзы. И продул как следует.
При установке блока линз в оправу, нужно воспользоваться метками которые нужно было нанести под передним декоративным кольцом. Еще трудность которая может подстерегать - многозаходная резьба геликоида, попасть с первого раза, туда, куда надо - сложно. Но обычно после нескольких не удачных попыток, вы попадете и рабочий отрезок будет правильным.
10. Объектив действительно помолодел, 32 года а почти как новый. Работа механизмов - 5, косметический вид - 4, картинка.... ниже про картинку.
11.
12. На фото видно, что с задней стороны объектива, там где объектив прижимается к байонету камеры, кольцо диафрагмы белое, это потому, что я его стачивал в толщину.
13.
14.
15. Картинка очень мягкая, воздушная и резкая сразу же с максимально открытой диафрагмы f 2. Резкость не прибавлялась, шумы не убирались. Фото как есть.
17.
18.
19. 100 процентов, резкость не прибавлялась, шум не убирался, на открытой. Естественно наводился на глаза, кончик носа и подбородок при этом - уже не очень резкие ну и уши сами видите.
20. Ну и конечно свойство данной оптической схемы, так любимое многими фотохудожниками - способность закручивать блики на бокэ. На полнокадровых фотоаппаратах этот эффект проявляется еще существеннее.
Также делал всякие тестовые снимки газет и мелкого текста, сравнивал с другими своими стеклами. Tamron 17-50 2.8 только на диафрагме 3.5 примерно так же резок как гелиос 81 на 2.
Выводы - отличный объектив, наверное самый лучший стандартный советский объектив. Очень художественный, дает воздушную картинку, интересное размытие и в тоже время очень резкий.
Из советских полтинников, сравниться по резкости могут только Гелиос 44-7 или некоторые Зенитары 50 мм(хотя конкретные экземпляры могут отличаться и давать другие качества). Как родной встает на Никон, работает прыгалка диафрагмы. Если поставить одуванчик Лушникова, или на профессиональной камере Никон, можно вообще пользовался полноценно, будет любой замер экспозиции, работа во всех режимах, TTL. Разумеется фокусировка при этом все равно будет ручной. Но это не проблема.
Комментарии
Впарили мне тут такой объективчик. Продавец, судя по всему, порядочный... Уверял, что стекло "идеал просто"! А оказалось? Мылит, задняя линза затёрта (вся в сеточке царапин), внутри пыль. Механика, правда, хорошая. Стал разбираться-вникать, и оказалось, что в линзоблоке со стороны фотоаппарата склейка двух линз разорвана, то есть линзы не как единое целое, а по-врозь. Была там вставочка сделана из кусочка криво вырезанной пластмассы. Я поставил колечко более ровно сделанное, из алюминия - ситуация поправилась, но не настолько, чтобы можно было пользоваться объективом для фотографирования.
Вот и хотел спросить совета: можно ли в объектив Гелиос 81Н 2/53 МС переставить линзобок от Гелиос 81М 2/53 МС. Такого добра продают немерено: сложно переделывать для установки на Nikon, потому и спрос, а соответственно и цена не высока.
Спасибо.
Вы наверное о 44 линейке говорите. От Гелиос 44, линзы не подойдут на 81. Но сам не проверял, говорят не подойдут.
Надо просвечивать объективы маленьким светодиодным фонарикам, при покупке. Ну и откровенное дешевые предложения отметать.. себе дороже выйдет.
Без пружинок боковых и шариков (по 2 штуки) попробуй посмотреть как все должно сидеть, покрути, посмотри закрывает ли механизм диафрагму. Как только понял что все в норме вставляй пружинки, в дырки для пружинок в утопленном состоянии держи шарики и накинь кольцо диафрагмы. Надо так что бы бугорки для трещетки были на против шариков (шарики в этих пазах и будут щелкать потом). Поставь как можно глубоко это кольцо диафрагмы, иначе будет искривление и все пойдет не так. Закрепи фиксирующим винтом (с широкой шляпой, шляпка в затянутом состоянии входит в углубление на поверхности для ограничения хода кольца в рабочем диапазоне). Ну и все, готово!
Vozmi tubik kartonovii, plasmasovii ili rezinovii nacruti na odin konet iziltionovuiu bandu "izolir band" i c liogkim najimom otkrucivai diametr tubica doljen biti priblizitelno mense va neskoliko milimetrov. ia eto delaiu uje neskolilo let. Jelaiu uspeha.
lipkaia izoltionaia banda nakruciennaia na odin konet tuba diametrom mense na neskolilo mm cen deco kolitio( rezinovii, plasmasovii ili kartonnaii)